Мнение: почему казанских водителей надо заставлять платить за парковку у дома

05 июня 2022

18.12.2015

Мой хороший знакомый и журналист (который, тем не менее, попросил не раскрывать его имени во избежание каких-нибудь недоразумений) в одном из разговоров поделился достаточно интересным мнением о том, что в казанских дворах надо повсеместно вводить платные парковки наподобие тех, что есть в центре. На мое ожидаемое возмущение, он постарался спокойно аргументировать свою мысль. Слово за слово, в итоге я его попросил расписать эту мысль для моего блога, что он и сделал. За это ему отдельная благодарность!

Итак, почему в Казани нужно вводить платные места для парковок во дворах?

«Сейчас в Москве активно идут протесты против расширения зон платных парковок до дворов москвичей. Для тех, кто немного в танке: сейчас весь центр российской столицы исключительно платный, и эта зона постоянно расширяется. Разумеется, у большинства автовладельцев это начинает вызывать тихое подгорание в пятой точки и возмущения, но логика мне ясна, и постараюсь ее объяснить на примере Казани.

Я живу на Кварталах, на улице Четаева. У нас плотная застройка советских времен, где никто не рассчитывал на такую автомобилизацию. На относительно небольшом участке, представляющим примерно прямоугольник, стоят сразу 4 многоэтажных дома. Посередине воображаемого прямоугольника — общеобразовательная школа. Мест для парковок, мягко говоря, немного. Плюс на некоторых драгоценных парковочных местах стоят заржавелые «девятка» и «Москвич», и ничего с ними сделать нельзя.

Еще лет пять назад с парковкой было более-менее, мест всем как-то хватало. Сейчас вечерами у нас тихий Ахтунг Иванович, особенно по вечерам. Несколько лет назад ТСЖ расширила зону парковки, «отобрав» ее у газона (под «нож», кстати, пошла небольшая детская площадка), но это не спасло ситуацию.

Выкручиваемся как можем. Несколько особо умных решили ставить столбики с проволокой, ограждая «свои» парковочные места. Некоторые ставили наземные замки, другие оставляли покрышки. Были разборки с полицией, в итоге все всё удалили и теперь паркуются по принципу «Кто успел, того и тапки».

Эта ситуация, думаю, знакома многим автовладельцам казанских дворов. Машин много, мест мало.

Но!

Я тут как-то задумался о тех, у кого нет машины. Вы просто посмотрите на свой двор, мысленно разбейте его на 10 квадратов, присвоив каждому  из квадратов по 10%. И посчитайте, сколько процентов двора занято железными конями. В моем дворе автомобилями забито около 70%. На одном квадрате — убитая детская площадка, которая чудом не попала под снос во время расширения парковки. Ну и еще где-то два «квадрата» совокупно составляют тротуары и зеленая зона.

Получается, что двор, который является общественным  пространством, большей частью занят машинами, которые есть далеко не у каждой квартиры. Но именно автомобилисты спокойненько отжали большую часть двора.

Гулять во дворе, например, с ребенком (или даже без, не суть) вдоль машин не комильфо, не так ли? А если особо наглые еще заезжают на тротуар или ставят свои корыта перед подъездами?.. Я уж молчу просто про некоторых молодых неадекватов, которые любят разгоняться по двору и нестись как угорелые, не задумываясь остатками своего мозга про пешеходов.

То есть я хочу сказать, что жильцы без автомобилей имеют на двор абсолютно те же право, что и автовладельцы. Им ведь нужно место, где гулять, им нужна зеленая зона, адекватная детская площадка. Да я думаю, что многие не отказались бы и от «взрослой» спортивной площадки для игр с мячом и так далее…

Но это все осуществить невозможно: ведь тогда придется жертвовать драгоценными местами для авто! Поэтому безавтомобильные жильцы уже давно смирились с таким положением дел, хотя по сути их права очень даже ущемляются.

И, наконец, самая мякотка моего повествования. Буквально в 200-х метрах от нашего двора есть организованная платная парковка, заполненная примерно на треть. Тарифы там не такие безумные, что-то около двух-трех тысяч в месяц. Но желающих спокойно ставить свое авто очень мало.

Так вот, это я всё к чему веду. Автомобиль сейчас в большом городе, если вам угодно, это своего рода проклятье, но никак не привилегия. То есть если я купил (в кредит) дорогой внедорожник, который занимает почти полтора парковочных места, никто мне не обязан выделять под него бесплатную землю. И я не имею права ущемлять других своим внедорожником: парковаться на тротуаре, зеленой зоне, детской площадке. Или «отжимать» парковочное место с помощью наземных замков, проволок и столбиков.

Много раз уже говорили про пример Японии, где прежде чем тебе разрешат купить авто, ты должен будешь доказать, что тебе есть куда его ставить. Хорошая практика, но до этого мы еще дойдем не скоро. Сейчас удобство своей пятой точки стоит на первом месте, в одну семью покупаются по два или даже три автомобиля («жене и дочке, чтобы в универ ездила»).

Автомобилей будет становится все больше, и это факт. Общался недавно со знакомым автоинструктором, говорит, сейчас в автошколы идет большое количество женщин, так скажем, за сорок, которые уже «наездились» на автобусах да трамваях, и хотят дальше жить с комфортом. Да и молодые тоже с детства приучаются к комфорту, поэтому к 18-ти годам тоже хотят иметь права.

Поэтому я вижу единственный выход в этой ситуации: делать платные парковки во дворах. Да-да, вы не ослышались.

Парковочные места во дворах сейчас — ресурс дефицитный. И они априори никогда не принадлежали и не должны принадлежать автомобилистам (если только не было решения создать парковку собранием жильцов, такая норма в законодательстве есть). Двор принадлежит, повторюсь, всем жильцам.

Покупая автомобиль, человек должен понимать, что государство для него ничего не «должно». Не должно и не обязано делать бесплатных парковок, расширять имеющиеся и так далее. Как бы грубо это ни звучало, ты купил автомобиль, ты с ним и имей половой акт. Вопрос парковки — полностью головная боль автовладельца, которую он не должен решать за счет других.

Так вот, за любой дефицитный ресурс в наше время нужно платить. Собственно, в Казани уже начали это понимать, отчего и сделали почти полностью платным весь центр города, где мест для парковок всегда было немного. Я почти уверен, что рано или поздно эта система потихоньку дойдет до казанских дворов.

Что? Нет денег на парковку у дома? Кажется, что тебя все только и «обдирают»? Тогда откажись от автомобиля, пожертвуй немного комфортом своей пятой точки, общественный транспорт или даже такси при рациональном подходе выйдут дешевле в разы. Совсем необязательно снаряжать своего железного коня ради любой поездки. Или можно переехать в собственный загородный дом, где проблем с парковкой точно не будет.

По-другому как-то решить вопрос вряд ли получится. Из ниоткуда места для парковок не появятся. И да, людям никто не сможет донести, что можно спокойно ставить за 2-3 тысячи свою машину на платную парковку, ведь ее можно бесплатно бросить у подъезда.

Полученные от платной парковки во дворах средства (которые могут идти как в городскую казну, так и в ТСЖ или УК) нужно использовать для облагораживания дворов. Починить асфальт, поставить столбики от парковки на тротуарах. Построить нормальное общественное пространство, поставить скамейки во дворах (в моем дворе их давно уже я не видел). То есть сделать двор для людей, ведь этого его изначальное предназначение. Автомобилисты платят за использование двора, а деньги идут на его улучшение, которое одинаково хорошо для всех жителей.

Конечно, можно сразу предугадать реакцию большинства автовладельцев на гипотетическую организацию платной парковки во дворах. «Всю жизнь бесплатно ставил, еще платить???!!!», «Уже не знают, как с бедных автомобилистов денег собрать…», «Тут транспортный налог такой, штрафы, а еще вот что предлагаете, ну совсем с ума сошли!!» и все в таком духе.

Но ведь в любом случае ведь это все пойдет на пользу! У автомобилиста в моей модели будет постоянно закрепленное место для парковки. Он будет оплачивать деньги на благоустройство того места, где он сам живет. Да и тарифы на парковку, разумеется, тоже должны быть разумными и варьироваться в зависимости от загруженности двора, времени суток, выходных и так далее.

На мой взгляд, именно таким цивилизованным способом мы можем начать менять ситуацию со стихийными парковками во дворах к лучшему.

Возможно, повествование было несколько сумбурным, но очень надеюсь, что многие казанцы, которые живут во дворах с домами-муравейниками меня адекватно поймут и услышат. И почти уверен, что все безавтомобильные казанцы, страдающие от засилья автомобилей в их дворах, также поддержат меня».

Казанцы, согласны ли вы с этим мнением? Если нет, то почему?


Читайте также

  1. Названа средняя зарплата по Казани за 2015-й год: цифры вновь удивляют
  2. Сказка о парковке в казанских дворах
  3. В Казани внаглую водитель окатил пешеходов из лужи
  4. Девушка-кондуктор в Казани заступилась за парня, к которому пристали гопники

Posted in: Tagged: новости Казани, парковки во дворах