Почему 22-летние выпускники казанских вузов просят зарплату не меньше 30 тысяч?
12.12.2015
Мой хороший товарищ и друг, основатель одной достаточно известной рекламной компании, в приватном разговоре как-то пожаловался на молодые кадры. Мол, у всех сейчас такая спесь, все голубых кровей, ни о каких «15 тысяч» даже не может быть и речи, хотя сами не представляют собой ровным счетом ничего. Я его попросил написать небольшие размышления на эту тему, на что он любезно согласился и через три с половиной месяца постоянных напоминаний с моей стороны все-таки это сделал.
«Всем привет! Меня зовут… А, впрочем, неважно.
В рекламном бизнесе работаю уже более 15 лет. В начале 2000-го года вместе с другом решили «покорять» рекламное пространство «как минимум Казани, а там потом России и, чем черт не шутит, всего мира!!!» Первые два пункта мы выполнили, теперь работает с клиентами со всей России. Со всем миром пока что не сладилось, но идем и к этому.
Как и любой «динамично развивающейся компании» (почему-то никогда не любил этого штампа) нам постоянно нужна свежая кровь. Особенность рекламного бизнеса в том, что здесь работать очень непросто, далеко не все справляются с поставленными планами и задачами, поэтому текучка, чего уж греха таить, есть.
Поэтому почти каждую неделю у нас проходят собеседования. Мы за последние года два, по-моему, ни разу не закрыли объявление на «Хедхантере» о том, что набираем менеджеров и копирайтеров, поэтому поток соискателей стабильный (в отличии от курса рубля, ахахах. Согласен, неудачная шутка).
Зарплату в нашем объявлении мы специально не указываем, так как она обсуждается на собеседовании. Профессионалам и тем, кто умеет себя грамотно подавать во время приема на работу, мы готовы предлагать вкусности. Прочим мы предлагаем базовые тарифы (у нас он начинается от 15 тысяч на испытательный срок в три месяца, далее — как себя проявишь).
Как бы мне ни хотелось пройтись по некоторым кандидатам-«профессионалам» (своих фриков там хватает), я хотел бы немного рассказать про «прочих».
К нам приходят на собеседования немало выпускников вузов: и казанских, и московских. Приходят многие не совсем по профилю специальности. То есть могут прийти с дипломом юрфака или «кулька». Или биолого-почвенного факультета. Выпускников направлений PR и менеджмента не так много.
Но это даже не столь важно, сколько важно другое.
Обращаюсь через этот блог ко всем выпускникам. Уважаемые, а вам не кажется, что вы немного зажрались?
Как бы объяснить помягче… Вот буквально неделю назад общался с девочкой-припевочкой 22 годиков от роду. Увидел из окна своего кабинета, что приехала на «Лэнд Крузере» (готов дать любую часть тела на отсечение, что у нее очень любящий отец), закончила в этом году журфак КФУ (он там как-то иначе называется, но я пишу попроще). Розовое в одежде присутствует. Демонстративно на стол выложила, разумеется, шестой «айфон».
Бла-бла, первоначальные вопросы о личности, достижениях и так далее. Училась без троек в школе и в вузе. Проходила летнюю практику в каких-то неведомых мне казанских сайтах (достает распечатки статей). Стажа работы нет.
Пробегаюсь по статьям, типичные темы студентов журфака о «проблемах молодежи» и «культурной жизни города». Ну ок. Спрашиваю, есть ли опыт работы в рекламе, в написании продающих текстов. Тупит глазки, хлопает ресничками (по-моему, накладными). Ну ок.
Спрашиваю, есть ли вообще интерес работы в рекламной сфере. Глазки оживают, она начинает рассказывать, как всю жизнь мечтала работать в «рекламе». Уверен, насмотрелась «99 франков», где ужасно романтизировали наш труд.
И теперь доходит речь до самой мякотки, до вишенки на торте. Сколько, спрашиваю, хотели бы получать в случае сотрудничества с учетом отсутствия опыта в этой сфере.
Ну, говорит, хотя бы тысяч 30-35.
Хотя бы.
ХОТЯ БЫ!
Стараюсь сохранять спокойствие, к таким соискателем уже привык. Решение в голове по этой девушке уже есть (я как Ванга вижу, что она будет отвлекать всех своими тупыми, простите, вопросами, опаздывать на работу, хлопать ресницами во время отчитывания за косяки и выкладывать в свой розовый «Инстаграм» фотки а-ля «Пью кофе на работе, все круто, ёхххуууу»), но чисто из спортивного интереса спрашиваю, чем мотивирована такая сумма.
Ну, говорит, просто сейчас такая ситуация в стране тяжелая. И я буду стараться. Я вообще люблю стараться (господи, Фрейд, не надо), учиться чему-то новому. Всю жизнь мечтала работать в рекламе.
Называю ей сумму по нашей базовой ставке (15 тысяч, напоминаю), говорю, что вряд ли смогу предложить больше на первоначальный период. Объясняю, что сумму в 30-35 у нас получают люди с опытом, успешными кейсами.
Реснички снова хлоп-хлоп. Показалось, или она готова расплакаться?
Жаль, говорит, за такую сумму вы вообще никого не найдете! Деньги же смешные!
Господи, она оскорбилась!
Встает, уходит. Даже «До свидания» не сказала. А я сижу и тихонько сползаю под стол. В груди и смех, и удивление. Сколько раз уже был свидетелем таких сцен, все равно еще получаю какое-то маниакальное удовольствие.
И да ладно, если бы на собеседованиях попадались только такие фифочки, которым родители полностью обустроили жизнь, но намекнули, что, мол, работать-то, доченька, все равно надо. Простые выпускники из менее обеспеченных семей тоже просят немало. Некоторые, конечно, соглашаются и на пятнадцать (вообще, это далеко не самая маленькая зарплата для Казани, скажу откровенно), потом они стараются и выходят на суммы в 50, а то и 70-80 тысяч в месяц. Такие примеры у меня в конторе есть.
Многие из кандидатов, разумеется, жалуются на экономику в стране, на рост цен на продукты и так далее. «Жить же на что-то надо…» Почему-то никто не догадывается, что наше рекламное агентство не благотворительный фонд, и деньги мы платим соразмерно потраченным усилиям помноженным на опыт и личные качества. Мало кто думает, что любая стагнация в экономике сильно бьет в первую очередь по рекламному рынку. Я даже не хочу писать, на сколько сократили рекламные бюджеты наши крупные клиенты в этом году. С содроганием жду верстки бюджетов на 2016-й год, но до сокращений у меня в агентстве дело точно не дойдет.
Да, возможно, я отсеивал какие-то бриллианты, которые, не имея опыта за плечами, обладали огромными потенциалом и теперь приносят прибыль нашим конкурентам, либо успешно работают на себя. Но по основной массе могу сказать одно: ребята, хватит выставлять свои неадекватные «хотелки» без обоснованных аргументов. Состояние экономики в стране не считается. Кризисы приходят и уходят, 2008-й и 2009-й года это наглядно продемонстрировали.
Подводя итог моему спичу хочу пожелать всем выпускникам вузов адекватного мышления и понимания, что всегда надо с чего-то начинать малого. У меня в агентстве мы готовы и не ждать трех месяцев «испыталки», если видим, что свежий сотрудник сворачивает горы, находит крутых клиентов и пишет крутые тексты. Да и во многих компаниях, которые сейчас работают на нашем рынке, такие же примерно условия. Если ты талантлив — это обязательно заметят и будут делать все, что угодно, лишь бы ты остался.
Всем мир!»
No related posts.
Posted in: Городские заметкиTagged: зарплата выпускников вузов, прием на работу, рекламное агентство, собеседование