Как защитить себя от обмана при получении микрозайма
Государство использует разные меры для защиты клиентов МФО, в том числе снизило предельную процентную ставку по займам до 12 месяцев до 0,8% в день, переплату — до 130% от полученной суммы. Однако несмотря на это микрофинансовые организации используют различные уловки, чтобы больше заработать на заемщиках. Одна из них — подключение страховки, юридических консультаций или других платных услуг без ведома клиента. Эксперты сайта по финансовой грамотности dnifg.ru рассказали, что могут навязать МФО и какие услуги на самом деле должны быть бесплатными.
Почему важно прочитать договор
Все эксперты твердят, что нужно обязательно изучить все пункты договора до заключения сделки. Причем особое внимание следует уделить информации, прописанной мелким шрифтом или в сносках.
Для защиты заемщиков в 2014 году Центробанк выпустил указ, в соответствии с которым договора займа должен содержать таблицу с четким описанием условий. Также МФК и МКК обязаны указать полную стоимость займа в правом верхнем углу на первой странице документа. Сумма должна быть в квадратной рамке. Кроме тела микрозайма и переплату по процентам в нее может входить стоимость дополнительных услуг.
Пункт 15 в таблице называется «Услуги, оказываемые кредитору за отдельную плату…». Необходимо проверить каждую галочку — некоторые кредиторы по умолчанию проставляют их. Клиент имеет право убрать их. Отказ от допуслуг никак не отразится на решении по заявке и одобренных условиях.
Да, есть способы потом оспорить договор, но это непростая процедура, требующая много времени и нервов. Лучше сразу узнать все нюансы.
Какие услуги должны быть бесплатными
Микрофинансовые организации могут взять около 100 рублей за верификацию банковской карты, чтобы убедиться в принадлежности «пластика» к потенциальному заемщику. Однако по закону данная процедура проводится за счет кредитора.
Проверка кредитной истории — еще один способ обмана. За это могут запросить от 150 до 1 500 рублей. Но проверка важна именно кредитору. Соответственно, он не имеет права брать за это деньги. Еще незаконно списание комиссии за перечисление средств клиенту. При этом с заемщиков могут списывать до 4% от суммы.
От каких платных услуг можно отказаться
СМС-информирование — полезный сервис, так как заемщик получает уведомление о предстоящей дате платежа и не допускает просрочки. Но важно отключить услугу после погашения микрозайма. Если этого не сделать, компания продолжит списывать плату.
Часто заемщикам навязывают страхование жизни и здоровья. Если утверждают, что это обязательное условие для получения займа, стоит подыскать более добросовестную микрофинансовую организацию. Иначе потом можно обнаружить, что вместе с микрокредитом на 7 дней была оформлена страховка на 12 месяцев — ее сумма может оказаться больше одолженной. Еще стоит отказаться от юридических или медицинских консультаций. Такие услугу нужно получать точно не в МФО.
Как вернуть деньги
Даже если обнаружить навязанные услуги уже после заключения договора, есть возможность отказаться от них. По закону на это отводится 30 дней после получения займа. До истечения этого срока заемщик может расторгнуть договор и вернуть свои деньги полностью или частично, если он уже успел воспользоваться услугой.