Гибель «Булгарии» четыре года назад: как это было

10.07.2015

Четыре года назад вся России прильнула к экранам телевизоров и постоянно обновляла ленты новостных сайтов. Теплоход «Булгария», возвращавшийся с 201 человеком на борту из Болгара, где он находился с экскурсией, затонул в Волге.

Информация в первые часы была крайне противоречивой: сообщалось лишь о небольшом количестве погибших, но потом данные о тех, кто утонул вместе с теплоходом, росли с каждым часом. То, что творилось в речном порту, где собрались родственники пассажиров «Булгарии», было сложно описать словами: полнейшее отчаяние, боль и постепенно угасающая надежда. Если бы не проходящий рядом с местом бедствия теплоход «Арабелла», который поднял на борт выживших, погибших могло бы быть еще больше.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

9 июля 2011 года двухпалубный теплоход «Булгария» вышел из речного порта в круиз по Волге и Куйбышевскому водохранилищу. Судно было построено 56 лет  назад (!) в 1955-м году в Чехословакии и до 2010-го года носило название «Украина». На борту был 201 человек, из них 147 пассажиров.

10 июля 2011 года около 13:30 по московскому времени судно неожиданно дало сильный крен на правый борт. Находясь в трех километрах от берега, «Булгария» «захлебнула» около 50 тонн забортной воды, которая попала внутрь через открытые иллюминаторы. Теплоход затонул за считанные минуты, экипаж даже не успел подать сигнал SOS.

Жутки воспоминания выживших: во время бедствия дети находились в специальной комнате, в то время как их родители — в другой части теплохода. Когда стало понятно, что судно тонет, многие не знали, что делать: бежать за своими детишками, или спасаться самим…

На поверхность смогли выбраться 79 человек. Проходившие мимо затонувшей «Булгарии» в этот момент сухогруз «Арбат» и баржа «Дунайский-66″ не остановились, чтобы спасти тонущих, но это сделал другой теплоход — «Арабелла», капитана которого вскоре наградили орденом Мужества.

Примерно через час после происшествия крайне противоречивая информация начала появляться в СМИ. Особенность распространения информации при таких инцидентах такова, что до поры до времени мало кто знает, что на самом деле произошло и сколько человек выжило или погибло. Официальные органы осторожно заявляли, что погибло «не менее 20 человек», что давало повод для спекуляций в СМИ, однако позже стали появляться более-менее правдивые данные. Также спасатели надеялись, что некоторые из пассажиров смогли добраться до небольшого островка рядом с местом крушения, и прочесывали эту территорию.

Вскоре стали понятны масштабы трагедии. Уже к вечеру появилась страшная цифра: «более 100 погибших, среди них дети». Казань переживала огромную утрату.

https://youtube.com/watch?v=yulpQsHU8J4

12 июля 2011 года следователи выяснили, что судно не имело лицензии на перевозку пассажиров и выходило в рейс с грубыми техническими нарушениями. В отношении директора ООО «АргоРечТур», субарендатора теплохода Светланы Инякиной и эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии», было возбуждено уголовное дело. Также определены суда, которые не подошли на помощь тонущим пассажирам «Булгарии». По всей России этот день объявлен днем траура. Начались первые похороны погибших.

13 июля 2011 года подозреваемые Светлана Инякина и Яков Ивашев помещены в следственный изолятор, продолжаются водолазные работы на месте крушения судна. Найти кого-то в живых шансов уже нет.

15 июля 2011 года закончены поисковые работы. Водолазы обнаружили 114 тел погибших, из которых 20 мужчин, 66 женщин и 28 детей.

16-21 июля 2011 года прошли работы по подъему «Булгарии». Тем временем, экипаж «Арабеллы» наградили медалями МЧС «За содружество во имя спасения».

25 июля после того, как «Булгария» частично поднялась на поверхность, внутри обнаружили еще восемь тел людей, считавшихся пропавших без вести. Все погибшие в итоге были найдены и опознаны.

26 июля на поднятой «Булгарии» стали работать следователи…

В августе 2011 года Ространснадзор опубликовал официальные причины произошедшего.  Основными причинами были названы техническая неисправность судна, нарушения правил безопасности судовладельцем и капитаном лайнера, низкая квалификация и халатность членов экипажа.

Вскоре капитанов обоих судов, которые прошли мимо затонувшей «Булгарии», оштрафовали на суммы от 130 до 190 тысяч рублей.  Московский районный суд Казани 7 июля 2014 года приговорил гендиректора ООО «АргоРечТур» (компания-субарендатор «Булгарии») Светлану Инякину, старпома «Булгарии» Рамиля Хаметова, начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева, бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова, старшего эксперта Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова к срокам от 5 до 11 лет колонии общего режима. Ивашов был освобожден в зале суда, поскольку ввиду возраста (65 лет) и назначенного наказания (пять лет) попал под амнистию. В результате рассмотрения дела в апелляционной инстанции коллегия Верховного суда Татарстана в апреле 2015 года смягчила наказание Инякиной, которой окончательно назначено 9,5 лет лишения свободы, и ужесточила наказание Ивашову — до 5,5 лет заключения. Ивашов был арестован и направлен к месту отбывания наказания.

На месте гибели «Булгарии» в память о произошедшем установлен специальный буй. Проходящие мимо суда дают длительный гудок в честь погибших. 10 июля 2012 года возле села Сюкеево Камско-Устьинского района РТ установлен мемориал.

Трагедия стала одной из крупнейших за всю историю российского речного судоходства и до сих пор служит напоминанием о том, как человеческий фактор, «закрытие глаз» на нарушения безопасности могут привести к непоправимым последствиям.

Вечная память погибшим…


Posted in: Tagged: гибель «Булгарии», теплоход «Булгария»